История управления Ижевском

Огромную роль в экономической и политико-правовой жизни общества. Оно позволяло решать все основные вопросы местной жизни в территориальных сообществах, стимулируя тем самым активность граждан и позволяя им быть причастными к важнейшим событиям. В Ижевске формирование системы «участия народа в местном внутреннем управлении своего отечества» началось практически с момента создания одноименного заводского поселка и на протяжении веков шло в соответствии с общероссийскими тенденциями.

Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно вести с реформ Ивана Грозного, который указами 1555 и 1556 гг. отменил систему наместников-кормленщиков и учредил институт земских и губных старост, избираемых населением. Изменения в системе местного самоуправления во время царствования Петра I произошли после создания губерний в 1708-1710 гг. Север Удмуртии в составе Хлыновского уезда вошел в состав Сибирской губернии. Южная часть края с Казанским уездом была включена в Казанскую губернию.

Дальнейшее развитие органов местного самоуправления на территории Удмуртии связано с учреждением Вятского наместничества в 1780 году, появлением уездных городов Сарапула и Глазова и таких органов городской власти, как магистраты и ратуши. Указы Екатерины II «Учреждение для управления губерний Российской империи» (1775 г.) и «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785 г.) были направлены на децентрализацию власти и реформирование местного общественного управления.


У истоков

В одноименном рабочем поселке, созданном в 1760 году при Ижевском железоделательном заводе, быт и жизненный уклад населения целиком и полностью определялись его владельцем – сиятельным графом П. И. Шуваловым. В 1763 году после смерти графа завод за долги был передан в казну и отошел в ведение Берг-Коллегии. С этих времен, по сути, в Ижевском поселке появились первые ростки системы местного управления. В соответствии с указом императрицы Екатерины II от 9 апреля 1763 года в поселке стали назначать выборных старост и «пищиков» (писарей), которые наделялись административной властью и даже властью первой инстанции.

«В сотнях выбирать с общего согласия ежегодно сотника, выборнаго, в больших – по три, в малых – по два старосты и по два писчика. Оным в сотнях разбирать между народом всякия ссоры и решить по числу голосов, разве где какое особое несогласие произойдет, и в таком случае таковыя дела решить миром…» Определял закон и саму процедуру избрания: «… Впредь пред наступлением каждого года заблаговременно в сотнях на место сотских, старост и выборных, а ежели есть и пищиков, выбирать добрых и надежных людей, и, учиняя заручные выборы, отсылать в заводскую контору… дабы оная контора о тех выбранных имела сведение, и о всяких нарядах от них требовать исполнения…».

В 1807 году по инициативе обер-берггауптмана (горного начальника) Гороблагодатских, Пермских и Камских заводов А. Ф. Дерябина, на базе Ижевского железоделательного был основан оружейный завод. На том этапе в основе жизни рабочего поселка был «Проект горного положения для управления заводов хребта Уральского». Согласно ему, всей полнотой власти и в казенном заводском округе, состоящем из нескольких заводов, наделялся горный начальник. Он обладал широчайшими полномочиями – от решения технических, бытовых вопросов на заводах до городского благоустройства, воспитания молодежи и организации медицинского обслуживания. Непосредственное управление Ижевским заводом осуществляли контора, начальник завода, его помощник, управитель по оружейному и железоковательному заводам.

Ижевский казенный завод напрямую подчинялся горному ведомству и был полностью независим от местного начальства. Вятское губернское правление, гражданская полиция, Сарапульский уездный суд или Вятская духовная консистория и Сарапульское духовное правление могли принимать участие в решении дел по вопросам, относящимся к кругу своих полномочий, но только с разрешения командира завода. Никакая другая власть ни имела права вмешиваться в его вотчину.

Для организации внутреннего порядка в городе учреждалась горная полиция, состоящая из управы благочиния во главе с полицмейстером (в самом заводе) и окружной полиции во главе с горным исправником (в селениях работников).

В соответствии с «Положение и штат для Ижевского оружейного завода» от 19 декабря 1829 года начальник завода получил звание командира, который так же объявлялся «полным хозяином оного по всем его частям». Управление заводом в этот период было аналогично управлению горных городов: «никакая гражданская власть и лицо не входит в дела заводские, когда нет на то особенного повеления от высшего начальства».



№ 54

Из высочайше утвержденного положения Ижевского оружейного завода

19 декабря 1829 г.

П. 26. Командир наблюдает, чтобы все строения, плотины машины и инструменты содержимы были в исправности, и чтобы все по заводу потребные починки и всякого рода работы производились в надлежащее время с соблюдением казенного интереса,

для чего почасту их лично все осматривает, и буде найдет где повреждения, то немедленно приводит в исправность. Относительно до вновь заводимых строений,

или уничтожению старых, не приступая сам собой к исполнению, о первых сочинив чертежи и смету, сколько потребно материалов и денег,представляет заблаговременно Артиллерийскому департаменту, а о последних, с изложением причин и представлением свидетельства испрашивает разрешения…

Ижевск, документы и материалы, 1760–2010 гг., стр. 98


Земская реформа

Наиболее значительные преобразования в системе управления поселком при Ижевском заводе были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ о введении в действие с 1 января 1864 года Положения о земских учреждениях.

В его рамках в России вводилось два основных вида местного самоуправления: земское (сельское) и городское. Обязанности земства делились на две группы – обязательные и необязательные. К первой можно отнести содержание мировых посредников и судей, арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и иных государственных чиновников. Вторая – страхование сельскохозяйственных построек от пожаров, содержание городских больниц и богаделен, продовольственная помощь населению и другие. Аппарат земства состоял из распорядительного органа – уездного земского собрания и исполнительного органа – уездной земской управы. Выборы земских органов проводились один раз в три года. Для выполнения хозяйственных задач земства получили право облагать население специальным земским сбором.

По закону приступили к осуществлению земской реформы и в Вятской губернии.

14 февраля 1866 года был утвержден документ «О применении Положения о земских учреждениях к губерниям: Пермской, Олонецкой, Вятской и семи уездам Вологодскойгубернии». В соответствии с ним в уездах края, в том числе и в Сарапульском, в состав которого входил Ижевский завод, были учреждены распорядительные органы – земские собрания и исполнительные – земские управы.

Отмена крепостного права во многом стала катализатором для качественных изменений на заводе и в поселке. Прежде всего, труд на заводе стал осуществляться по вольному найму. 22 ноября 1866 года было издано «Положение о перечислении в гражданское ведомство людей, приписанных к Ижевскому заводу». В соответствии с ним оружейники, мастеровыеи непременные работники Ижевского казенного завода увольнялись от обязательных работ и переходили из военного ведомства в сельские обыватели. «… Из увольняемых заводских людей образуются отдельные сельские общества: мастеровых и оружейников, и непременных работников; общества сеи распределяются на волости…»

В мае 1867 года на территории Ижевского завода были образованы две волости – Нагорная и Заречная, которые подчинялись Сарапульской уездной земской управе под руководством купца второй гильдии Н. Мошкина.

Каждая из волостей имела отдельное волостное правление и делилась на сельские общества во главе со старостами, избиравшимися на сходах на три года. В нагорную волость входило семь сельских обществ (Набережное, Базарное, Церковное, Троицкое, Михайловское, Госпитальное и Трактовое), в Заречную – четыре общества (Старковское, Казанское, Александровское и Андреевское). Возглавлялись волости старшинами, которые избирались на три года и отвечали за исполнение населением повинностей, уплату земских сборов. Они же санкционировали выдачу паспортов, желающим уехать из поселка, ведали благоустройством и другими местными делами. Однако, функции административного и полицейского надзора за сохранением порядка и безопасности в заводе в тот период по-прежнему остались за заводским начальством.


№ 139

Рапорт полицмейстера Ижевского оружейного завода Н. А. Крыловского в хозяйственное отделение завода об образовании Нагорной и Заречной волостей и волостных управлений

29 мая 1867 г.

Мировой посредник Сарапульского уезда 2-го участка Чайковский согласно распоряжению начальства, избрав 26 сего мая через особых выборщиков из уволенных от обязательных отношений к Ижевскому заводу оружейников и мастеровых в образуемые из населения Ижевского завода 2 волости Нагорную и Зареченскую волостных лиц и тем открыв волостные управления, вследствие чего передал мне копию постановления* 28 мая для представления своему начальству на предмет освобождения избранных волостных должностных лиц от лежавших на них обязанностей по заводу, если таковые были, и передачи в волостные правления подлежащих дел, сведений, документов и общественного имущества, каковую копию постановления при сем представляю на зависящее распоряжение.

Полицмейстер Крыловский

Ижевск, документы и материалы, 1760–2010 гг., стр. 199


Городская реформа

Очередной этап развития местного самоуправления связан с реализацией городской реформы 1870 года императора Александра II. Ее главной целью было предоставление права населению городов ведать своим городским хозяйством. Реформа объявила высшим органом власти в городах городскую думу, избираемую на четыре года. В ее функции входило общественное, хозяйственное и культурное обустройство города с формированием бюджета из сумм налоговых сборов, и правительственные дела. Городская дума имела постоянно действующий орган – городскую управу, которая состояла из городского головы и двух или более ее членов. Право избирать и быть избранным в думу получил каждый русский подданный в возрасте от 25 лет, обладавший определенным имуществом и являвшийся плательщиком прямых городских налогов. Первым председателем городской думы, городским главой Сарапула был избран купец второй гильдии Г. Д. Пешехонов. Одним из важнейших направлений деятельности

К тому времени село Ижевское было крупным населенным пунктом. В его Нагорной волости находилось 2120 обывательских домов, проживали 11586 человек. Там же располагались православные собор, три церкви и часовня, лютеранская церковь, синагога, почтовые контора и станция, казенные квартиры полицейского пристава, мировых судей и судебных следователей, волостное правление. В Заречной части насчитывалось 1676 домов и 10202 жителя, были православная церковь, мечеть, волостное правление.

Во второй половине XIX и начале XX века роль земского и городского самоуправления в экономической, социокультурной жизни Вятского края была значительной. Земства и думы выполняли широкий спектр функций – от открытия образовательных, медицинских учреждений, подготовки кадров, благотворительной деятельности до организации местной торговли, содержания дорог, строительства мостов, соблюдения санитарных и противопожарных норм.

В конце XIX века Александром III были приняты Земское уложение и Городовое положение, которые сводили реформы местного самоуправления фактически на «нет». Документы рассматривали местное самоуправление как нижний уровень государственного управления, и одновременно усиливали роль сословных начал в деятельности местного самоуправления. В итоге местные помещики наделялись судебной и административной властью, а органы самоуправления попадали под жесткий контроль правительственных чиновников.


№ 161

Обязательное постановление Сарапульской земской управы о внутреннем распорядке торговли на рынках в Ижевском и Воткинском заводах Сарапульского уезда

14 июля 1892 года

В Ижевском и Воткинском заводах Сарапульского уезда:

1). В воскресенье и двунадесятые праздничные дни торговля на рынках и базарах должна начинаться не ранее 12 час. Дня и оканчиваться с 1 мая по 1 сентября в 7 час., а в остальное время года – в 6 час. вечера.

Примечание ***:а) правило это не распространяется на булочные, кондитерские и подобные им заведения, имеющие целью снабжать население продуктами первой необходимости;

б). когда торговый день совпадет с двунадесятым праздником, то торговля в такие дни производится обычным порядком, как и в будни.

2). В торговые базарные дни производство оптовой скупки товаров, хлеба и разных припасов строго запрещается ранее 12 час. дня.

За неисполнение вышеозначенного постановления виновные… подлежат законной ответственности…

Подлинное подписали: Председатель Сарапульской земской управы****

Секретарь Ребрин

Ижевск, документы и материалы, 1760–2010 гг., стр. 231


В новом веке

В начале следующего века было несколько попыток возродить систему местного самоуправления. В частности, в ноябре 1905 года в Ижевске был создан Совет рабочих уполномоченных. После февральской революции 1917 года начался новый этап в истории местного самоуправления. По постановлению Наркомата по внутренним делам «Об организации местного самоуправления» от 24 декабря 1917 годав феврале-марте 1918 года земства и городские думы были упразднены. Их функции были переданы отделам народного хозяйства уездных исполкомов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В тот период на территории края действовали четыре уездных – Глазовский, Елабужский, Малмыжский, Сарапульский, два районных – в Воткинске и Ижевске, и три заводских – Камбарский, Омутнинский, Сюгинский – Совета.

21 февраля 1918 года после преобразования Ижевского завода в город Совет рабочих депутатов Ижевского завода стал называться Ижевским городским Советом. С октября 1918 по июль 1919 года Ижевский горсовет в связи с гражданской войной прекратил существование, а 26 июля 1919 года был создан вновь. В 1929 году

при горсовете были созданы депутатские группы, в 1940-х годах – постоянные комиссии из депутатов. С 1939 года Ижевский горсовет переименован в Ижевский городской Совет депутатов трудящихся.

Местные Советы – выборные представительные органы, по сути, одновременно выполняли функции государственной власти и местного самоуправления. Их деятельность определялась задачами экономического и культурного развития страны, направлялась и контролировалась вышестоящими советскими и партийными органами. Исполнительные органы местных Советов – исполкомы, отделы и управления – находились в двойном подчинении. Они были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно – органам аппарата вышестоящих Советов.



№ 262

Из протокола заседания Ижевского Совета РС и КД о преобразовании Ижевского завода в город Ижевск

21 февраля 1918 г.

Слушали. П. 1. О преобразовании Ижевского завода в город.

Ижевский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в заседании 21 февраля 1918 г., заслушав журнал заседания Ижевского волостного земского собрания 3-й экстренной сессии за 31 января с.г. и устный доклад председателя волостной земской управы Н. Морозова о необходимости преобразования Ижевского завода явочным порядком в город Ижевск с выделением его в самостоятельную земскую единицу, независимую от уездного земства, после всестороннего и тщательного обсуждения

предложенного докладчиком вопроса и руководствуясь «Инструкцией о правах и обязанностях Советов» (газета временного рабочего и крестьянского правительства № 41 от 24 декабря 1917 г.), в силу каковой инструкции устроение местной жизни и создание органов самоуправления возложено на местные Советы, и принимая во внимание большую наличность местных нужд, удовлетворение которых возможно лишь через привлечение к обложению населения завода по принципу прогрессивного подхода налога, постановил:

1.Преобразовать Ижевский завод по мотивам, означенным в резолюции Совета от 30 ноябряминувшего года, в город Ижевск явочным порядком с 1 января настоящего 1918 г., с выделением его как крупного промышленного центра в самостоятельную земскую единицу, не зависимую от уездного земства….

Ижевск, документы и материалы, 1760–2010 гг., стр. 345-346


До и после перестройки

Политические преобразования 1980-х годов предопределили формирование системы местного самоуправления на том этапе. Конституция СССР 1977 года возложила на местные Советы руководство хозяйственным строительством на своей территории в целом.Советы вели свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносили наиболее важные вопросы на обсуждение граждан. При составлении ежегодных планов экономического развития городов и районов учитывались мнения граждан, содержание наказов избирателей, для реализации которых использовались сверхплановые средства местных бюджетов, привлекались средства предприятий.

Так как наказы были одним из основных показателей работы Советов, для усиления деятельности в этом направлении Президиум Верховного Совета СССР 1 сентября 1980 года принял Указ «Об организации работы с наказами избирателей». В соответствии с ним на 1 января 1982 года депутаты Индустриального райсовета г. Ижевска, реализовали более 70-80% всех наказов.

Реализацию принятых Советами решений способствовали избираемые из депутатов постоянные комиссии. В 1978 году при Ижевском горсоветы было образовано 16 постоянных комиссий, в состав которых входили 310 депутатов. Все комиссии работали по годовым планам. Их заседания проходила раз в два месяца. Полномочия постоянных комиссий были регламентированы. К примеру, они не могли самостоятельно и окончательно решать те или иные вопросы, как правило, они подтверждали для последующего обсуждения то, что было предрешено вышестоящими структурами. В 1980 году работа постоянных комиссий Ижевского горсовета состояла в подготовке для обсуждения на заседаниях исполкома 25 вопросов.

Важное место в представительных органах власти отводилось депутатским группам. Депутаты Ижевского горсовета 16 и 17 созывов были объединены в 78 и 82 депутатские группы. Ленинский райсовет г. Ижевска в 1980 году объединял 18 депутатских групп, в состав которых входили 230 депутатов райсовета, 100 депутатов горсовета и 12 депутатов Верховного Совета УАССР. В том же году в составе депутатских групп Первомайского райсовета было 235 депутатов райсовета, 105 представителей горсовета.

В 1987 году в состав Ижевского горсовета вошли 450 депутатов. Из-за такого количества народных избранников до 70% депутатов попросту не успевали выступать на заседаниях. В среднем на одном заседании слово предоставляли 8-10 человекам, т.е. за два с половиной года могли высказать свою позицию 80-100 народных избранников. Согласно законодательству, в год проходило четыре сессии, круг решаемых на них вопросов был небольшим. Однако, в 1988 году активность депутатов, эффективность работы постоянных комиссий были увеличены.

В 1990-1991 годах проходило становление правовой основы местного самоуправления. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» от 9 апреля 1990 года определил основные направления развития местных органов власти. Развитие местного самоуправления определил Закон от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», на основе которого началась реформа местных органов власти.

В начале последнего десятилетия прошлого века в управлении Ижевском произошли кардинальные перемены. На десятой сессии Ижевского городского совета 24 декабря 1992 года в первом чтении был принят Устав столицы Удмуртии. 28 октября 1993 года Малый Совет принял решение о введение в действие Устава города Ижевска, зарегистрированного в Верховном Совете Удмуртской Республике.


В подготовке публикации использована информация из книг:

В. Ю. Войтович, А. А. Иванова. Местное самоуправление в Удмуртии, Ижевск, 2010 г.;

Кручинская М. В. Местные советы Удмуртии в контексте реформ (1985­-1993 гг). Издательство ИжГТУ, Ижевск, 2008 г.;

Севрюков О.В., Ижевск. Издательство «Удмуртия», Ижевск, 1969 г.;

Ижевск. Документы и материалы. 1760-2010. Ижевск, 2010 г.


Поделиться страницей
13.04.2016
Информационно-аналитическоe управление Администрации города Ижевска © 1998-2017г.

При любом использовании материалов сайта ссылка (в Интернете - гиперссылка) обязательна
cтарая версия сайта, вход авторов, карта сайта, о проекте